Секретная
шпаргалка по химии.
3.5
Выход реакции
Вы
хотите познавать химию и
профессионально, и с удовольствием?
Тогда вам сюда! Автор методики
системно-аналитического изучения
химии Богунова В.Г. раскрывает тайны
решения задач, делится секретами
мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ,
ДВИ и олимпиадам
Утром меня разбудил телефонный звонок. Звонила моя ученица Лена Д. Со слезами в голосе она начала говорить, что ЕГЭ по химии точно завалит, потому как даже
"такая простая и понятная 35 задача" может включать фишку на выход реакции, не считая кучи других
"садистских приколов". Лена скинула мне ВК условие злополучной 35-й задачи:
"При гидратации 31,50 г этиленового углеводорода образовалось 23,76 г органического вещества. Выход продукта составил 60 %. Определите молекулярную формулу углеводорода и установите его структуру, если известно, что при его жёстком окислении перманганатом калия образуются кетон и кислота. Напишите уравнение реакции углеводорода с водой, в уравнении изобразите структурные формулы органических веществ".
В своей практике я, действительно, столкнулась с парадоксом, когда очень толковые ребята, хорошо знающие химию, жутко боятся элементарных расчетов на степень превращения вещества и выход продукта реакции. Их начинает терзать сомнение:
"А справлюсь ли я на ЕГЭ?!" Такие переживания могут зайти далеко и перерасти в никому не нужную депрессию. Думаю, вы тоже сталкивались с аналогичными проблемами. Что делать? Я предлагаю все трудности преодолевать вместе. Вначале мы повторим тему
"Выход продукта реакции", поучимся решать задачи, обязательно разберем 35-ю задачу, предложенную моей ученицей, а в конце статьи я расскажу вам секретное упражнение, которое нужно выполнять всякий раз, когда вы начинаете сомневаться в собственных силах и способностях. Упражнение так и называется
"У меня все получится!". Итак, поехали!
Выход
продукта реакции (выход реакции)
- это коэффициент, определяющий
полноту протекания химической
реакции. Он численно равен отношению
количества (массы, объема) реально
полученного продукта к его
количеству (массе, объему), которое
может быть получено по
стехиометрическим расчетам (по
уравнению реакции).
_0.jpg)
Решим задачи на выход продукта реакции, используя
Четыре Заповеди. Каждое действие обводится зеленым овалом. Читайте внимательно и обязательно записывайте решение каждой задачи. После проработки статьи попробуйте самостоятельно решить все разобранные задачи.
Задача 1
При действии алюминия на оксид цинка массой 32,4 г получили 24 г цинка. Определите выход продукта реакции
Повторим теорию химии. Способ восстановления металлов алюминием -
алюмотермия. Следует помнить: металлы, стоящие в ряду активности левее (более активные) восстанавливают металлы, стоящие правее, из расплавов оксидов или растворов солей
Li→Rb→K→Ba→Sr→Ca→Na→Mg→Al→Mn→Cr→Zn→Fe→Cd→
→Co→Ni→Sn→Pb→(H)→Sb→Bi→Cu→Hg→Ag→Pd→Pt→Au
_1.jpg)
В условии задачи представлены данные по одному из реагентов (оксиду цинка) и по одному из реально полученных продуктов (цинку). Составляем два досье, в каждом - масса, молярная масса, количество вещества (моль). Для цинка (продукт), масса и количество вещества -
практические, т.к. продукт был получен реально.
Теоретическое значение продукта рассчитываем по уравнению реакции. Точка расчета - количество вещества реагента (оксида цинка). Расчеты выполняем на основании
закона кратных отношений по схеме: точку расчета делим на коэффициент при этом веществе, умножаем на коэффициент при искомом веществе и получаем результат. Выписывать отдельно пропорцию для расчетов не обязательно. Это -
Легкие Расчеты по уравнениям реакций, которые не противоречат закону кратных отношений, но значительно упрощают решение задач по химии.
Задача 2
Определите массу оксида алюминия, которая может быть получена из 23,4 г гидроксида алюминия, если выход реакции составляет 92% от теоретически возможного.
Многие нерастворимые в воде гидроксиды разлагаются при нагревании
до оксидов соответствующих металлов и
воды.
_2.jpg)
Составляем досье на реагент (гидроксид алюминия) - определяем его молярную массу и количество вещества (моль). По уравнению реакции рассчитываем
теоретическое количество продукта (оксида алюминия). Расчеты выполняем на основании
закона кратных отношений по схеме: точку расчета делим на коэффициент при этом веществе, умножаем на коэффициент при искомом веществе и получаем результат.
Задача 3
Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите массу карбоната натрия для получения оксида углерода (IV) массой 56,1 г. Практический выход продукта 85%.
Реакция ионного обмена протекает, если один из продуктов покидает сферу реакции (в виде осадка, газа или слабого электролита, растворимого в воде). Возможность протекания реакции обмена с выделением газа я рекомендую определять по
мнемоническому Правилу Сильного © (в данной реакции сильная кислота вытесняет слабую из растворов солей).
_3.jpg)
Определяем
практическое количество вещества
продукта (по полученной массе).
Делаем пересчет на теоретическое
значение (по формуле выхода реакции). Расчеты
по уравнению реакции делают строго
по теоретическому значению
количества вещества!
Задача 4
При действии оксида углерода (II) на оксид железа (III) получено железо массой 11,2 г. Найдите массу использованного оксида железа (III), если выход реакции составляет 80%.
Оксид углерода (II)
в качестве восстановителя металлов
из оксидов применяется наиболее широко. Например, при выплавке чугуна в доменной печи восстановителями являются кокс и образующийся оксид углерода
(II). В задаче представлена одна из
стадий процесса получения железа из красного железняка.
_4.jpg)
Определяем
практическое количество вещества
продукта (по полученной массе).
Делаем пересчет на теоретическое
значение (по формуле выхода реакции). Расчеты
по уравнению реакции делают строго
по теоретическому значению
количества вещества!
Задача 5
При взаимодействии железа с хлором получено 10 г соли, что составляет 85% от теоретически возможного. Сколько граммов железа было взято для реакции с хлором?
Железо реагирует с хлором при небольшом предварительном нагревании. Реакция идет бурно, с разогревом
и приводит к образованию хлорида железа
(III). Почему реакция не
останавливается на хлориде железа (II)?
Это связано с сильной окислительной
активностью хлора, который способен отобрать электрон от иона
Fe(2+).
_5.jpg)
Определяем
практическое количество вещества
продукта (по полученной массе).
Делаем пересчет на теоретическое
значение (по формуле выхода реакции). Расчеты
по уравнению реакции делают строго
по теоретическому значению
количества вещества!
В этой статье я не буду разбирать пошагово 35-ю задачу ЕГЭ, предложенную моей ученицей. На фото
внизу - подробное решение. Тот, кто уже решал аналогичные задачи, поймет без дополнительных объяснений. Для всех остальных - обязательно будем наслаждаться анализом этой задачи (и не только этой) в
следующих статьях.
Задача 35 ЕГЭ (восстановлена по памяти)
При гидратации 31,50 г этиленового углеводорода образовалось 23,76 г органического вещества. Выход продукта составил 60%. Определите молекулярную формулу углеводорода и установите его структуру, если известно, что при его жёстком окислении перманганатом калия образуются кетон и кислота. Напишите уравнение реакции углеводорода с водой, в уравнении изобразите структурные формулы органических веществ
_6.jpg)
Вернемся к проблеме, которую я затронула в начале статьи. Что делать, если резко упала самооценка, ты чувствуешь себя полным идиотом и боишься не справиться с трудными заданиями ЕГЭ? Все очень просто - выполни секретное упражнение
"У меня все получится!" Я подсмотрела его на просторах Интернета (автора не знаю) и модифицировала это упражнение под себя и своих учеников:
1. Сядь в спокойной обстановке, закрой глаза, успокой дыхание. Сосредоточься на своей цели. Представь, что у тебя уже все получилось и ты достиг всего, к чему стремился.
2. Сожми ладони вместе перед собой и прижми их к груди. Обратись к Высшему Разуму (как ты его себе представляешь - Бог, Космос, Мир, Природа) с просьбой реализовать твою цель и мечты.
3. Побудь в таком состоянии несколько минут, затем встань, расправь плечи и стряхни с себя все плохое.
Хочу привести цитату из стихотворения американского поэта Эдгара Геста, который был очень популярен 100 лет назад:
И ты не верь тому, кто скажет: "Это слишком сложно!"
Не слушай тех, кто будет утверждать, что это невозможно,
Не бойся трудностей – скорей берись за дело,
Гони сомненья прочь – к мечте иди решительно и смело!
Вы
готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в
медицинский? Позвоните мне +7(903)186-74-55
Обязательно посетите сайт Репетитор
по химии и биологии. Здесь вы
найдете огромное количество задач,
заданий и теоретического материала,
познакомитесь с моими учениками,
многие из которых уже давно работают
врачами.
Подписывайтесь
на канал "Репетитор
по химии и биологии". Здесь вы
найдете огромное количество
видеоуроков и вебинаров для изучения
химии и биологии и подготовки к ЕГЭ
Репетитор В.Богунова
Полную
версию статьи вы можете прочитать на
канале Яндекс
Дзен "Репетитор по химии и
биологии"
Секретная
шпаргалка по химии. 3.5 Выход реакции
|