Репетитор по химии и биологии Богунова Валентина Георгиевна 8-903-186-74-55

Репетитор  по химии и биологии

Богунова В.Г. 

Репетитор по химии и биологии

Мои ученики

Анна Столярова, 100 баллов ЕГЭ по химии! Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, выпускница репетитора по химии и биологии Богуновой В.Г. http://www.repetitor-him.ru

Анна Столярова

100 баллов ЕГЭ по химии!

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

выпускница репетитора В.Богуновой

 

Наталья Филипова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, выпускница репетитора по химии и биологии Богуновой В.Г.

Наталья Филипова 

Победитель Олимпиады

РГМУ по химии 2010

"Шаг в будущее"

Диплом II степени

РНИМУ им. Н.И. Пирогова

 выпускница репетитора В.Богуновой

 

Екатерина Полякова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова,  выпускница репетитора по химии и биологии Богуновой В.Г.

Екатерина Полякова 

 Первый МГМУ им. И.М. Сеченова 

выпускница репетитора В.Богуновой

 

Кирилл Тумарец, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, лечебный факультет, выпускник репетитора по по химии и биологии Богуновой В.Г. http://www.repetitor-him.ru

Кирилл Тумарец

МГМСУ, лечебный факультет  

выпускник репетитора В.Богуновой

 

Римма Островская, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, лечебный факультет, выпускница репетитора по по химии и биологии Богуновой В.Г. http://www.repetitor-him.ru

Римма Островская

МГМСУ, лечебный факультет  

выпускница репетитора В. Богуновой

 

Ноэль Кан 

РНИМУ им. Н.И. Пирогова

 выпускник репетитора В.Богуновой

 

Карина Гарифуллина 

 Первый МГМУ им. И.М. Сеченова 

выпускница репетитора В.Богуновой

 

 

 

Репетитор по химии и биологии Богунова Валентина Георгиевна 8-903-186-74-55

Секретная шпаргалка по химии. 

3.4 Избыток-недостаток

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

"Я не сдам ЕГЭ, потому что у меня нет таланта! У Кати талант есть, у Паши - тоже есть, а у меня нет!" Сколько раз каждый из вас так думал? Много? Ха-Ха и еще раз Ха-Ха! Марк Твен говорил: «Существует тысяча причин для того, чтобы себя оправдать, но ни одной реальной». Секрет таланта и успеха на ЕГЭ я раскрою в конце статьи, а пока продолжаем изучать Стехиометрию. Сегодня разберемся с деликатной темой: избыток-недостаток в расчетах по уравнениям реакций.

В ряде задач представлены данные для обоих реагентов. Как в таких случаях выполнять расчеты по уравнения реакций? Что брать в качестве точки расчета? Давайте разбираться. Вначале определимся с понятиями.

Эквимолярное соотношение - равные количества веществ.

Стехиометрическое соотношение - количества веществ в соответствии с коэффициентами в уравнении реакции.

Для того, чтобы понять, в каких соотношениях представлены количества веществ-реагентов в конкретной задаче, необходимо начать анализ задачи по уже известным Четырем Заповедям. После выполнения Предварительных Расчетов (Третья Заповедь), следует выписать количества веществ над формулами реагентов в уравнении реакции и произвести пересчет количества одного вещества через количество другого. После определения избытка-недостатка дальнейшие расчеты в задаче производим по недостатку.

ПОМНИ!!!

Расчеты по уравнению реакции - по НЕДОСТАТКУ! 

Как определить избыток-недостаток и провести дальнейшие расчеты, лучше разобрать на конкретной задаче. Читайте внимательно и попробуйте записать решение задачи на отдельном листе бумаги. 

Задача 1

На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.

1) Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе "Дано". 

2) Вторая Заповедь. Написать уравнение реакции. 

Немного теории химии. Оксиды щелочных металлов проявляют ярко выраженные основные свойства. Они легко реагируют с кислотами с образованием солей.

3) Третья Заповедь. Сделать предварительные расчеты по данным условия задачи

В условии задачи представлены данные по обоим реагентам - оксиду калия и азотной кислоте, поэтому определяем количество вещества каждого участника процесса. 

На этой стадии необходимо определить, кто из реагентов в избытке, а кто в недостатке. Для этого следует провести пересчет количества одного вещества через количество другого. Покажу два способа пересчета и анализа. Можете пользоваться любым, какой понятней.

1) Считаем количество вещества азотной кислоты по количеству вещества оксида калия (обычный расчет по уравнению реакции). Читайте внимательно! Я мысленно произношу: "Пусть весь оксид калия вступил в реакцию. Сколько тогда прореагирует азотной кислоты?" И делаю расчет по уравнению реакции. Азотной кислоты, по расчетам, требуется больше, чем дано, значит, азотная кислота - в недостатке.

2) Считаем количество вещества оксида калия по количеству вещества азотной кислоты (обычный расчет по уравнению реакции). Я мысленно произношу: "Пусть вся азотная кислота вступила в реакцию. Сколько тогда прореагирует оксида калия?" Оксида калия, по расчетам, требуется меньше, чем дано, значит, оксид калия в избытке. 

4) Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи. 

Формулизируем вопрос задачи "Найдите массу образовавшегося нитрата калия", т.е. записываем формулу расчета массы, которая для нас, как для химиков, должна быть представлена произведением количества вещества на молярную массу. 

Анализируем компоненты формулы: молярную массу нитрата калия определяем по таблице Менделеева, количество вещества нитрата калия рассчитываем по уравнению реакции исключительно по недостатку! 

Задача 2 

Смешали 7,3 г хлороводорода и 4 г аммиака. Какая масса соли при этом образуется?

Немного теории. При смешивании хлороводорода и аммиака образуется густой белый дым ("дым без огня") - кристаллики соли хлорида аммония. 

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи: 

1) Выписать данные в разделе "Дано" 

2) Написать уравнение реакции 

3) Сделать предварительные расчеты

4) Определить избыток-недостаток 

5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!) 

6) Составить алгоритм решения 

7) Сделать окончательный расчет 

Задача 3 

На 36 г алюминия подействовали 64 г серы. Найдите массу образовавшегося сульфида алюминия. 

При поджигании смеси порошкообразных алюминия и серы между ними начинается интенсивная экзотермическая реакция с образованием сульфида алюминия, который полностью гидролизуется водой, поэтому не может быть получен обменными реакциями в водных растворах. 

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи: 

1) Выписать данные в разделе "Дано" 

2) Написать уравнение реакции 

3) Сделать предварительные расчеты. 

4) Определить избыток-недостаток 

5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!) 

6) Составить алгоритм решения 

7) Сделать окончательный расчет 

Секрет таланта и успеха на ЕГЭ 

Талант не дается от природы, он создается самим человеком. Это определенные способности, которые раскрываются с приобретением навыков и опыта. Успех на ЕГЭ зависит от ежедневного упорного труда и достижения мастерства в выбранном деле. Думаю, вывод не трудно сделать. Хотите добиться успеха - принимайтесь за работу! 

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами.

Репетитор В.Богунова 

 

Полную версию статьи вы можете прочитать на канале Яндекс Дзен "Репетитор по химии и биологии"

Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

 

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Рейтинг@Mail.ru

Надежда Мартынова, 100 баллов ЕГЭ по химии! Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, выпускница репетитора по химии и биологии Богуновой В.Г. http:/www.repetitor-him.ru

Надежда Мартынова

100 баллов ЕГЭ по химии!

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

выпускница репетитора В.Богуновой

 

Егор Пасько, 100 баллов ЕГЭ по химии! Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, выпускник репетитора по химии и биологии Богуновой В.Г. http://www.repetitor-him.ru

Егор Пасько

100 баллов ЕГЭ по химии!

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

выпускник репетитора В.Богуновой

 

Юлия Хрулева, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова,  выпускница репетитора по химии и биологии Богуновой В.Г. http://www.repetitor-him.ru

Юлия Хрулева 

Победитель Олимпиады МГУ

по химии "Ломоносов"

Диплом II степени

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

выпускница репетитора В.Богуновой

 

Анна Кучерова, ученица репетитора по химии и биологии Богуновой В.Г.

Анна Кучерова

РУДН, медицинский факультет

выпускница репетитора В.Богуновой

 

Мария Смехова, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, стоматологический факультет, выпускница репетитора по по химии и биологии Богуновой В.Г. http://www.repetitor-him.ru

Мария Смехова

МГМСУ, стомат.факультет 

выпускница репетитора В.Богуновой

 

Татьяна Львицина, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, выпускница репетитора по химии и биологии Богуновой В.Г. http://www.repetitor-him.ru

Татьяна Львицина 

 Первый МГМУ им. И.М. Сеченова 

выпускница репетитора В.Богуновой

 

Никита Сухоруков, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, выпускник репетитора по химии и биологии Богуновой В.Г. http://www.repetitor-him.ru

Никита Сухоруков 

РНИМУ им. Н.И. Пирогова

   выпускник репетитора В. Богуновой

 

 Василий Шульга

 РНИМУ им. Н.И. Пирогова 

выпускник репетитора В. Богуновой

 

Дарья Со 

МГМСУ им. А.И. Евдокимова 

выпускница репетитора В. Богуновой