Секретная шпаргалка, которую можно взять на ОГЭ по химии!
Вы
хотите познавать химию и
профессионально, и с удовольствием?
Тогда вам сюда! Автор методики
системно-аналитического изучения
химии Богунова В.Г. раскрывает тайны
решения задач, делится секретами
мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ,
ДВИ и олимпиадам
Ой, как это мы позабыли о 9-х классах!
Завтра уже ОГЭ по химии, а мы все ЕГЭ никак не выкашляем. Вот так
всегда - ставка на сильного, впередиидущего, а все остальные просто
подтягиваются.
Не торопитесь соглашаться и поддакивать.
Задайтесь вопросом, как нужно изучать химию? Ежегодными кусками с
повышением уровня сложности? Ребята дорогие, при таком подходе
(методике) вы даже не поймете, какой предмет изучаете! Есть определенная
структура (система) предмета. Ее и нужно изучать!
Я работаю репетитором более 30 лет и никогда
не делила учеников на классы. Мы просто поднимаемся по ступеням системы
химии или биологии. Скорость подъема (изучения предмета) определяется
временем, которое имеется до защиты знаний (экзамена) - год, два или три
(я не работаю с более ранним возрастом). В минигруппах учатся ребята из
разных классов. Девятые и десятые классы тянутся за одиннадцатыми. Часто
бывает наоборот, когда рулят девятые классы. Тогда у
одиннадцатиклассников формируется стойкая мотивация на учебу - стыдно
быть лузером среди мелких. Совместное участие в процессе изучения
предмета и обмена опытом объединяет ребят (я бы даже сказала, духовно
роднит), они начинают общаться и после занятий. Дружба продолжается во
время учебы в ВУЗе, где более старшие опекают тех, кто поступил позже.
Это замечательно! Ребенок, взрослея, не только изучает биологию и химию,
адаптируясь к учебе в высшей школ, но и проходит стадию социализации
среди более опытных сотоварищей.
Однако, я отвлеклась. Сегодня, за сутки до
ОГЭ по химии, я хочу подарить своим ученикам и всем моим любимым
читателям замечательную шпаргалку, которую легко можно пронести на
экзамен!
- Как так?! - возмутятся в Рособрнадзоре!
- А вот так! - отвечу я.
Во-первых, это не обычная шпаргалка, а
логическая схема, которая очень легко запоминается. Во-вторых, такую
схему легко пронести в голове (здесь, уж точно, никакой детектор не
обнаружит и камеры не просекут). В качестве подарка хочу предложить
схему изменения свойств элементов (и, соответственно, веществ) по
Периодической Системе.
Основные понятия
1) Неметаллы
(Н на схеме) - на внешнем (валентном) электронном уровне имеют 4-7
электронов, легко принимают электроны. С неметаллическими свойствами
связаны кислотные свойства оксидов и кислородсодержащих кислот: чем
активней неметалл, тем сильнее кислота (при одинаковой степени окисления
элемента).
2) Металлы
(М на схеме) - на внешнем (валентном) электронном уровне имеют 1-3
электрона, легко отдают электроны. С металлическими свойствами связаны
основные свойства оксидов и гидроксидов: чем активней металл, тем
сильнее основание.
3)
Электроотрицательность (ЭО на схеме) - способность атома
притягивать к себе электроны (и свои, и чужие). ЭО тесно коррелирует
(соотносится) с неметаллическими свойствами и окислительной активностью.
Это хорошо видно на схеме.
4) Радиус атома
(РА на схеме) - расстояние между атомным ядром и самой дальней орбитой
электронов в электронной оболочке атома. Радиус атома тесно коррелирует
(соотносится) с металлическими свойствами и восстановительной
активностью. Это видно на схеме. С радиусом атома связаны кислотные
свойства бескислородных кислот: чем больше радиус атома, тем сильнее
бескислородная кислота (HF<HCl<HBr<HI)
5) Энергия
ионизации (ЭИ на схеме) - количество энергии, которое
атом должен поглотить для освобождения электрона; образуется ион-катион
(+ заряжен положительно). Энергия ионизации коррелирует с
электроотрицательностью: чем больше электроотрицательность, тем больше
энергия ионизации. Энергия ионизации и радиус атома связаны обратной
зависимостью: чем больше радиус атома, тем меньше энергия ионизации.
6) Сродство к
электрону (СЭ на схеме) - энергия, которая выделяется или
поглощается в процессе присоединения электрона к свободному атому;
образуется ион-анион (- заряжен отрицательно).
Сродство к электрону численно равно, но противоположно по знаку энергии
ионизации: чем выше энергия ионизации, тем ниже энергия сродства к
электрону (и наоборот).
7) Окислительная
активность (О на схеме) - способность отбирать электроны
у других атомов. Окислительная активность коррелирует с неметаллическими
свойствами и ЭО.
8)
Восстановительная активность (В на схеме) - способность
отдавать валентные электроны (электроны внешнего уровня) другим атомам.
Восстановительная активность коррелирует с металлическими свойствами и
радиусом атома. Это хорошо видно на схеме.
Схема изменения
свойств по ПСЭ
NB!
Схема касается только элементов главных подгрупп!
Для желторотиков
- смотрим только элементы, расположенные в розовых и желтых клеточках.
Все, о чем было сказано в статье,
относится к важнейшим понятиям химии. В ОГЭ это представлено в
заданиях 2 и 16.
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта
Статьи репетитора
На странице ВК я
анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю
решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического
материала, конспекты и лекции.
Добавляйтесь ко мне в друзья,
и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к
ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Подписывайтесь на
YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения заданий ЕГЭ.
Репетитор В.Богунова
Полную
версию статьи вы можете прочитать на
канале Яндекс
Дзен "Репетитор по химии и
биологии"
Секретная шпаргалка, которую можно взять на ОГЭ по химии!
|